?

Log in

No account? Create an account

Таджик умственного труда

Мир - народам, земля - крестьянам, слава - Украине, героям - слава

Previous Entry Share Next Entry
Возвращаясь к теме "Лолиты", или В чём правы феминистки
puffinus

Встретил во френдленте мысли, созвучные моим.

Главный, глубинный корень -- это мужская, мужецентричная культура, бывшая таковою до самого последнего времени, и во многом ещё и остающаяся таковой. В этой культуре под человеком по определению подразумевается мужчина. Именно его чувства и поведение стоят того, чтобы их изучали и описывали.

Женщины в этой культуре тоже, конечно, есть, но они играют роль объектов, предметов, инструментов, статистов, украшений и т.д. и т.п. На них смотрят, их описывают (снаружи), ими любуются, их любят, жалеют, вожделеют... Но ни герои, ни авторы обычно не очень интересуются, что женщины чувствуют, думают, хотят, и почему они ведут себя так, а не иначе. Описания женщин и их поведения сводится как правило к выбору стереотипа из известного набора.


Как мне, мужской шовинистической свинье, ни горько это признавать, но так оно и есть.

И "Лолита" - нагляднейший пример. Я уже давно писал, что этот роман не соответствует своему заглавию - его следовало бы назвать "Гумберт". Ибо там всё о Гумберте и ничего (от слова "абсолютно") о Лолите. Что она чувствует, что думает, почему поступает именно так? Почему она соблазнила Гумберта, почему сбежала от него с Клером, что чувствовала к тому и другому? Это безразлично и Гумберту, и автору. Вместо этого мы имеем удовольствие во всех деталях наблюдать ОБВМ Гумберта.

А ведь какой простор был для творчества! Думаю, многие согласятся, что нечто стабильное не очень интересно. Гораздо интереснее переход из одного состояния в другое. А Лолита как раз на переломе, она подросток - уже не девочка, ещё не взрослая женщина. Это раз. Второе: она находится в такой ситуации, которая обществом не очень-то приветствуется - сексуально трахается половым способом не просто со взрослым мужиком, а с родным отчимом. И всё это почти сразу после смерти матери. Блджад, да тут всякие психологические интересности можно было бы добывать открытым способом. А Набокову наверняка хватило бы таланта всё это описать.

Только автору это без надобности. Его интересует лишь духовно (да, судя по всему, и недуховно тоже) богатый Гумберт.

Да, нужно всё-таки осознавать свою ограниченность и стараться её преодолеть.

  • 1
Набоков был хоть очень талантливый и на бумаге свободный, но... традиционалист и подкаблучник. такие в женскую психологию боятся проникать;-)

И в этом романе, кстати, он мещанин, как более нигде. "Смотрите, как я смел и раскован - я не боюсь писать о сексуально-половых отношениях взрослого мистера и двенадцатилетки! Покупайте меня, покупайте!". Копнуть глубже он даже не думает.

Фу! Девочку Долорес Гейз бессмысленно живописать от лица Долорес Гейз.
Это бы получился вконтактик. "Я седня встречалась с Люси Хейз, пили шоколадно-банановый сплит, обсуждали физкультурника и депеш мод. Б. посмотрел на меня очень сально..."
Каким бы талантливым ни был Набоков из вконтактика Лувр не сделаешь.
Конечно, любая женщина получает сущностное наполнение от мужчины и через мужчину(в наше время мужчин с успехом заменяет сеть, а во времена описываемые в "Лолите" американская культура потребления). И это правильно, биологически оправданно. Феминистки, как у них и заведено, борюццо с природой.
Так что успехов в деле "преодоления ограниченности".

Простите, а как это биологически оправдано?

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
как-то раз мы задались вопросом: "а почему мы никогда не слышали композитора-женщину? а может их нет? или мужчины специально замалчивают их существование?!"

начали искать. и офигели от найденного! женщины-композиторы не просто существуют, их дохуя -- их даже хватило на целую страницу в википедии!
так и называется "женщины композиторы".

Edited at 2012-11-14 09:15 am (UTC)

Э-э... как можно было не слышать про Александру Пахмутову? Хотя бы на школьных уроках пения...

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Не самое умное занятие требовать раскрытия внутреннего мира женщины от романа для мужчин.
Купите женский роман, и наслаждайтесь внутренним миром женщины.

(Deleted comment)
Теперь мы взялись поучать Набокова, как писать надо... А он, между прочим, толераст из толерастов и даже против гонений геев выступал.

против гонений геев выступал

Он как раз-гомофобищеи в целом-моралист хренов. Сюжет взял из криминальной хроники(ну прям как Фёдор Михалыч).Если вчитаться ,то можно обнаружить что Гумберта он намалевал-полнейшим говном,вполне комплиментарно к обывательскому вкусу ! ''Лолита''-далеко не артхаус,а самая что ни на есть ,литературная попса,иначе америкосы бы её не стали раскручивать,а просто сгнобили !

Это очень редкий пример для мировой литературы. Но для Набокова это типично вообще. О других его главных женских персонажах мы узнаем не больше. В "Машеньке" мы много узнаем о том, как дороги Ганину воспоминания о Машеньке и какими чувствами он к ней пылал, но о самой Машеньке как о человеке - ровно ничего. В Ultima Thule значимость покойной героини показана исключительно через то, как сильно к ней привязан герой. В "Даре" самое яркое,что сообщается о Зине Мерц, кроме того, что ее очень высоко ставит и считает образцом некоего экзистенциального благородства и чистоты главный герой, - это чуть ли не ее имя и фамилия.

http://wyradhe.livejournal.com/124135.html

Всё же в "Камере обскуре" Магда (по сути, старшая сестра Лолиты) более-менее прописана.

Вы абсолютно правы. Но эта проблема глубже. Дело в том, что женщина не существует в литературе, и чтобы НАЧАТЬ хотя бы как-то ее внутренний мир описывать... даже гением быть недостаточно. Очень долго вообще не делалось таких попыток, и женщины описывались лишь с точки зрения их функциональности относительно мужчин.
Хотя обратите внимание - даже в этом посте вы задаете вопросы, почему Лолита стала жить с Гумбертом, почему убежала с другим. То есть вопросы отношения Лолиты к мужчинам.
А ведь она была подростком. Есть масса книг о взрослении мальчиков-подростков. Ну хоть та же трилогия Толстого. И там поднимается масса тем - отношение к миру, к родителям, познание окружающего мира, размышления мальчика о будущем.
Все это есть и у любой реальной девочки!
Но вы сразу интересуетесь ею только на тему "почему она так вела себя с мужчинами".

В наше время уже есть женщины-писательницы, и есть много попыток писать о женщинах, как о людях. Так вот, по крайней мере, в русскоязычной среде это было вытеснено в разряд "гинекологии". То есть это как бы литература - но "особая". Потому что о женщинах писать нельзя. Не позволяют законы художественного изображения. А если о них пишут - это особая литература, гинекология, жанр такой.
И опять же, это должно быть ограничено реализмом. И образы женщин должны быть строго специфическими. Теми, которые читатель готов принять. Не реальными.

Попробуйте написать книгу о девочке-подростке, где она бы не думала непрерывно о мальчиках и мужчинах, а росла бы как реальный человек - училась, мечтала о будущем, переживала приключения, совершала глупости, познавала мир...
Она не будет прочитана и не будет принята.
Я уже пробовала.

По-моему, сейчас как раз много таких книг выходит - не у нас, а на западе - и они получают разные букеры и все такое. Написанных женщинами о женщинах.
Но у меня лично (и у моих родственников и знакомых) почти никогда не получается их прочесть и принять. Либо у меня плохой вкус, либо надо подождать еще несколько десятков лет, пока женская литература пройдет путь от своих Руссо до своих Толстых).

(Deleted comment)
Я вот еще о чем подумал: а ведь в "Лолите" никак не отражена борьба американских трудящихся за свои права (а тогда был самый пик послевоенного стачечного движения!) и нет никаких комментариев по поводу угнетенного положения негров - что для книги, написанной в 1955-м году, совсем уж непростительно.

Edited at 2012-11-15 12:02 am (UTC)

Шутка про угнетенных негров и борьбу трудящихся за права, как и шутки про рукопожатность и неполживость, была смешна только первые 100 раз

ну не знаю, Л я читал давно, но там совсем не про обвм гумберта, там про семью, имхо, написано. да, раскрывается это через Гумочку, но при всём таланте Н откуда ему знать про внутренний мир 13-15 летней девочки??? какой он, этот мир? что там, кроме внешних проявлений часто индучированых общепринятой моделью поведения, социальными и гендерными ролями?

А Набокову наверняка хватило бы таланта

Таланта? Набокову??

  • 1